Безопасное путешествие в эпоху COVID-19: 6 простых правил
Елизавета Короткова
Елизавета Короткова
Автор
Как путешествовали в СССР: душ Шарко и брезентовые палатки
Как путешествовали в СССР: душ Шарко и брезентовые палатки
Путевки на 52 дня, походные маршруты и поездки на юг «дикарями» — рассказываем, какими были путешествия в советское время.

Благодарим за помощь в создании материала Игоря Говрякова — историка, кандидата филологических наук, старшего преподавателя факультета журналистики МГУ.

Как все начиналось

В 1922 году в России заканчивается Гражданская война, и жизнь постепенно возвращается в мирное русло. О массовом туризме речь не идет, но власти уже начинают пропагандировать его ценность.

Игорь Говряков:

— В печати туризм начали подавать как часть жизни каждого трудящегося: советский человек добросовестно работает, получает за это достойную зарплату и может позволить себе не просто бессмысленный отдых, а полноценную культурную программу.

В середине 1920-х, например, появилась реклама круизов по Волге. А в 1930-х распространились плакаты, призывающие граждан отдыхать на природе и ездить по Союзу. Туризм начали ставить в один ряд с культурным досугом: посещением музеев, театров, библиотек и рабочих клубов. Регулировало путешествия Общество пролетарского туризма и экскурсий. Председателем стал альпинист Николай Крыленко — он дружил с Лениным и ходил с ним в горы.

В это же время расцвел санаторно-курортный отдых. Появилось слово «путевка» — льготные поездки выдавали профсоюзы. Особой роскошью считались пляжи Черного моря.

Профсоюзный туризм: награда за труд

Зарождающийся массовый туризм был полностью разрушен во время Великой Отечественной войны. Постепенное возрождение началось в 1950-х. Людям нужен был отдых, и советская власть шла навстречу.

В 1960-х годах разработкой туристических маршрутов занимались профсоюзы. Они выдавали льготные путевки рабочим, служащим и колхозникам. Оплатить нужно было максимум 30 процентов от стоимости. За профсоюзными путевками выстраивались очереди — урвать лакомый кусочек удавалось не всем.

Игорь Говряков:

— 50-е и 60-е годы окончательно закрепили в культуре образ советского туриста: бодрого, любознательного, с фотоаппаратом, передвигающегося большими группами и в целом очень позитивного.

В это время строились новые туристические объекты, запускались экскурсионные поезда, а немного позже появились авиатуры. К концу 60-х сложился маршрут по городам Золотого кольца, расцвело краеведение, а профессии гида и экскурсовода становятся очень престижными.

ГРУППОВЫЕ

Золотое кольцо России

от 67,500 ₽

Спа по-советски

В 1970-х в СССР работало около тысячи здравниц. Они были открыты по всей стране — от Забайкалья до Черного моря. Самыми популярными были санатории в Сочи, Крыму, Абхазии, Краснодарском крае и на Кавказе. Там туристы проходили обследования, пили минералку, лечились грязями и посещали душ Шарко, а вечером ходили на танцы. Поездка в санаторий длилась от 24 до 52 дней.

МАРШРУТЫ

Курортные истории

от 200 ₽

Крым называли всесоюзной здравницей. Многие мечтали достать путевку на полуостров, чтобы искупаться и подышать целебным воздухом. В пик сезона на пляжах было не протолкнуться. Найти съемное жилье тоже было трудно. Туристы приспосабливались как могли: ночевали в частном секторе, палатках и даже в гамаках. В 1981 году на эту тему вышел фильм с Андреем Мироновым «Будьте моим мужем». Главный герой едет на юг и ради спального места притворяется супругом незнакомой женщины. Ему достается раскладушка во дворе.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

Ялта — город счастья!

от 9,000 ₽

Автопутешествия и отдых «дикарями»

60‒80-е годы — эпоха автопутешествий. Самыми распространенными автомобилями были «Волга», «Москвич» и «Победа». Роль навигаторов выполняли бумажные карты и «Справочники автотуриста». В таких пособиях размещались маршруты и советы по организации поездки: как уложить в авто все необходимое, как избежать перегрева двигателя, с какой скоростью лучше двигаться.

Автосервисов на дорогах не хватало, поэтому багажники у всех были забиты инструментами. А если компания отправлялась в поход, с собой брали брезентовую палатку, спальники, котелки и гитару.

Как правило, автолюбители предпочитали отдыхать «дикарями». Так путешествовали те, кому не досталась профсоюзная путевка. Днем купались в море или гуляли по окрестностям, вечером сидели у костра и пели походные песни. Увидеть, как это было, можно в фильме «Три плюс два»: две компании сражаются за место под палатку на берегу Черного моря.

Активный отдых: гребля, лыжи и конные прогулки

Советский человек любил не только пляжный, но и активный отдых. Для разработки официальных маршрутов снаряжались целые экспедиции. Так в стране появилось множество вариантов туристического досуга: горные походы, гребля, катание на лыжах, велосипедные туры.

Самым популярным был пеший туризм. Новички отправлялись в короткие походы выходного дня, а экстремалы — в дальние и сложные путешествия ― например, в Заполярье. Их организовывали специальные комиссии: они маркировали тропы и придумывали экскурсии. Комиссиям помогали турклубы.

Постепенно набирали популярность и необычные виды путешествий. Например, в 1971 году на Алтае открыли первый в СССР конный верховой маршрут. К середине следующего десятилетия таких троп по всему Союзу было уже 17.

Олимпийский туризм

В 1980 году Россия приняла летние Олимпийские игры. Соревнования шли не только в Москве, но и в других городах — в Ленинграде, Минске, Киеве, Таллине. Появился новый вид туризма — олимпийский. Люди ехали посмотреть на соревнования и на церемонии открытия и закрытия. Когда после окончания Игр улетел в небо «наш ласковый мишка», многие не могли сдержать слез.

Это был последний всплеск массового туризма в Советском Союзе. Дальше — перестройка, рыночная экономика и закат эпохи путешествий по-советски. На память о ней нам остались брезентовые палатки на антресолях у родителей и фотографии с юга: галечный пляж, надувной матрас и мороженое по 10 копеек.

МАРШРУТЫ

Парк чемпионов: прогулка по Олимпийской деревне

от 300 ₽

Читать дальше:

Дрова в чемодане: каким был туризм XIX века

Ретропоезда: шесть маршрутов по России

Конструктивистская Москва: 7 проектов советских архитекторов