Александра Ояберь
Александра Ояберь
Автор
Дрова в чемодане: каким был туризм XIX века
Дрова в чемодане: каким был туризм XIX века
Туризм как массовое явление зародился в XIX веке — этому способствовало появление железных дорог, пароходов и гостиниц, подходящих в том числе для среднего класса. Какими были путешествия в то время? Кто придумал первый в России пакетный тур? Когда появились первые гостиницы? Наша редакция изучила архивы и труды классиков (от «Путешествия из Петербурга в Москву» Карамзина до «Русского дневника» Льюиса Кэрролла), и вот что мы узнали.
Grand Tour и паломничество

В самом начале XIX века путешествия были прерогативой аристократии. Каждый уважающий себя представитель этого сословия отправлялся в так называемый grand tour по Европе. Из России чаще всего маршрут был такой: через Швейцарию и Германию в Англию и Францию. Популярны были и поездки не только по европейским столицам, но и в курортные места — во Франции, например, самыми популярными считались Лазурный берег и Биарриц. В последнем в конце лета открывались «русские сезоны» — так много в городе собиралось представителей высшего света России, включая великих князей.

Свои курорты были и в Российской империи. Моду на них ввел еще Петр I, и в XIX веке поездки «на воды» стали массовыми. Это Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Сестрорецк под Петербургом, Минводы, Белокуриха и многие другие.

Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука. И в самом деле, здесь все дышит уединением.

— М. Ю. Лермонтов о Кисловодске

От городов-курортов до великой вершины

ГРУППОВЫЕ

От городов-курортов до великой вершины

от 6,000 ₽

Другой категорией путешественников были паломники — среди них были как знатные люди, так и простые крестьяне, которые могли копить на поездку годами. И для тех и для других путь был долгим, до года. Ездили на Святую землю, а также на Афон и в Константинополь — сначала на перекладных до моря, потом пароходом.

Как ни удобны железные дороги и пароходы, как ни удешевлены переезды, тем не менее и теперь, как и в старые годы, большинство русских простых паломников идет, в точном понимании этого слова, в Св. Землю.

— Из статьи В. Н. Хитрово «Русские паломники Святой Земли»

На чем ездили

До появления железных дорог — на почтовых или своих экипажах. Почтовые ездили от станции до станции, ждать следующего можно было долго, и нередко приходилось ночевать в трактире (трактир — от слова «тракт», дорога). Путник должен был иметь с собой документ — «подорожную», которую нужно было предъявлять на каждом перевалочном пункте. Без нее о стоимости проезда всякий раз приходилось договариваться лично с ямщиком, и те часто не стеснялись брать втридорога.

Кто езжал по почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно.

— А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Чтобы не перекладывать чемоданы, часто использовали собственный экипаж, а на станциях меняли только лошадей (отсюда пошло выражение «на перекладных»). В любом случае стоили такие путешествия недешево: например, за переезд из Михайловского в Петербург (425 километров) на тройке лошадей платили 120 рублей, в то время как жалованье чиновника средней руки составляло около 700 рублей в год.

В 1837 году в России была проложена первая железная дорога, и началась новая эпоха путешествий. Сначала поезда были не самыми удобными: без туалетов и спальных мест, а «шарабаны» (открытые повозки) вовсе ездили без крыши. Освещали вагоны тогда свечами, а отопление появилось только в 1870-х. В середине века вагоны начали делить на три класса, и у каждого был свой цвет. Самые дешевые красили в зеленый — они и стали предшественниками известного сегодня всем плацкарта.

Молчали желтые и синие; в зеленых плакали и пели.

— А. А. Блок о железной дороге начала XX века

Наконец, в России было развито речное пароходство, и путешествия по воде были не редкостью. Более того, протяженность речных маршрутов считалась самой большой в Европе. Единственным ограничением был короткий сезон — зимой вставал лед, и водное сообщение прекращалось — а с ним и увеселительные круизы с шампанским и живой музыкой.

Где останавливались

В эпоху поездок на лошадях станции делились на четыре типа — в зависимости от класса чиновника. На станции первого разряда было все необходимое, вплоть до свежих сливок к кофе. А вот чиновникам низшего разряда приходилось брать все с собой, включая свечи и даже поленья для растопки печи.

В крупных городах были гостиницы трех классов — от роскошных до самых простых, которые именовались меблированными комнатами и были доступны даже бедным студентам. Санкт-Петербург стал первым городом в России, где гостиницы начали возводить из камня — например, «Европейскую», известную сейчас как «Гранд Отель Европа». Привычных нам удобств поначалу не было: комнаты освещались свечами, отопление было печное, а еще в то время не умели бороться с насекомыми и паразитами. И только к концу столетия в номерах появилось электричество, канализация и водоснабжение.

...Вот архитектура современной огромной гостиницы — это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие.

— Ф. М. Достоевский о строительстве гостиницы «Гранд Отель Европа»

В Москве в начале XIX века вместо постоялых дворов появились типовые двухэтажные гостиницы, а уже в конце столетия — роскошные «Метрополь», «Националь» и другие. «Метрополь» интересен тем, что на его месте в 1830-х годах были общественные бани с номерами и трактиром, именуемые «Челышами». Спустя 70 лет «Челыши» превратились в первоклассный отель, в котором, например, размещались гости, прибывшие на коронацию Николая II.

Гостиница «Националь»

АРХИТЕКТУРА

Гостиница «Националь»

от 0 ₽

Первые турфирмы

Первая в России попытка организовать групповой тур состоялась еще в 1777 году. Содержатель пансионов Вениамин Генш разместил объявление, в котором обещал молодым дворянам содействие при поездках в европейские университеты с последующим вояжем по Италии, Швейцарии и Франции. Неизвестно, увенчалось ли предприятие успехом, но начало было положено.

Еще один известный тревел-агент — предприниматель из Петербурга Леопольд Липсон. В 1885 году он «за небольшую сумму» предлагал организовать путешествие и принять на себя «все заботы о духовном и телесном благосостоянии участников».

Руководствуясь своим знанием всех стран света, контора изыскивает наиболее интересное направление путешествия; она устанавливает целесообразный план последнего, принимая во внимание климатические особенности и средства сообщения.

— Из рекламной брошюры Л. Липсона

Ближе к концу XIX века туры стали массовыми и появились первые туристические сообщества — велосипедные, автомобильные, альпийские и другие. Часто они создавались на пожертвования энтузиастов и были некоммерческими. Такие сообщества составляли маршруты, организовывали питание, строили домики для путешественников и так далее.

Туризм — тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов.

— Из статьи первого номера журнала «Русский турист», 1899 год

Тогда же появились льготные туры — аналоги современных путевок. Появились первые доступные предложения для учителей и школьников: самой дорогой считался учительский тур в Среднюю Азию — нужно было заплатить 135 рублей за 36 дней в пути. Гостиницы при этом были самыми простыми — в них, например, приезжали со своим одеялом. Позволить себе такую поездку могли даже земские школьники, в итоге дети стали путешествовать тысячами.

Языки

Сейчас для поездки за границу достаточно знания одного международного языка — английского. А вот два века назад требовался также французский и желательно немецкий. У аристократии и дворян проблем с этим не было (наоборот, часто проблемой был плохой русский), мелкие чиновники уже могли испытывать затруднения, а про крестьян, отправившихся на Святую землю, и говорить нечего. Между тем и русский язык для приезжих иностранцев был сложным и непонятным, что неоднократно отмечалось в их путевых записках.

В качестве примера необычайно длинных слов, из которых состоит этот язык, он написал и произнес для меня следующее: «защищающихся», что, записанное английскими буквами, выглядит как Zashtsheeshtshayoushtsheekhsya.

— Льюис Кэрролл, «Дневник путешествия в Россию в 1867 году»

А что потом?

В 1901 году в словарях наконец-то появилось слово «турист»: «Туристы ― лица, путешествующие для развлечения или для ученой цели». Рубеж веков стал периодом зарождения туризма как отрасли — с развитой инфраструктурой, комфортным транспортом и маршрутами на любой вкус и кошелек. Появились первые пешие группы, экскурсионный туризм, кругосветки и бум горных восхождений. Мир стал большим и открытым, и «охота к перемене мест» захватила всю Россию.

Путешествие питательно для духа и сердца нашего. Путешествуй, гипохондрик, чтобы исцелиться от своей гипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может!

— Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника»

 
Задать вопрос